В составе войск 1-й гвардейской танковой армии по наводке понтонных переправ через реки Польши и Германии

Глава 6. ВИСЛА – ОДЕР - Стр. 10

 


Действуя в составе войск 1-й гвардейской танковой армии по наводке понтонных переправ и постройке деревянных мостов через реки Польши и Германии на участке Нове-Място – Кинитц, полк показал большую манёвренность, высокую организацию работ и боевую выучку понтонёров.

         Двигаясь с передовыми отрядами армии, полк 16.01.45года по льду навёл наплавной мост через реку Пилица в районе Гура.

         17.01.45 отразил атаку немецкой группировки численностью до 900 человек, просочившихся в расположение штаба и автоколонн в районе Валиска, уничтожив при этом совместно со стрелковым подразделением 150 немецких солдат и офицеров, сохранив технику полка для дальнейшего обеспечения войск переправами.

         19.01. 45года совместно с приданными армейскими частями построил деревянный мост через реку Пилица в районе Нове-Място.

         Неся большие потери в технике, вытаскивая затонувшие полупонтоны и восстанавливая их своими силами, полк четыре раза форсировал реку Варта.

         21.01.45 года восстановил деревянный мост разрушенный противником в районе Конин, там же навёл тяжёлый понтонный мост.

         24.01.45г. навёл понтонный мост в районе Чапуры и в том же месте с армейскими сапёрами построил деревянный мост.   

         3.02.45г. навёл понтонный мост в районе Герлахсталь и там же построил деревянный мост.

         5.02.45г. с армейскими сапёрами построил деревянный мост в районе Ландсберг (Гожув-Велькопольски), обеспечив своими переправами своевременную переброску войск армии и расширение плацдарма на этом участке.

          Неоценимой заслугой полка в период наступления является форсирование им реки Обра, где армия не имела плацдарма.

         29.01.45 года, после длительных атак противника и мужественной обороны понтонёров, полк, неся потери в технике и личном составе, по льду навёл понтонный мост через ру Обра в районе Гросс-Гройциг, переправив через единственную переправу три армии и два отдельных танковых корпуса, обеспечив создание плацдарма и успех наступления.  

         14.02.45 года полк прибыл на реку Одер (Одра) и приступил с частями

1-й гвардейской танковой армии к строительству высоководного моста в районе Каленциг в условиях непрерывного артобстрела строительства со стороны противника. После снятия частей 1-й гв. танковой армии полк закончил к1.03.45года строительство моста.

         Полк является сколоченной , организованной Боевой единицей и влюбое врем готов выполнить задания командования.

                 Начальник инженерных войск 1-й Гвардейской танковой армии

                                            Герой Советского Союза

                          гвардии полковник                                   (Харчевин)            *9)

 

         - Во! Вот это здорово! – закричали все в штабе.

         - Ну, а теперь за работу, - сказал капитан, передавая отзыв старшине.

         Войска фронта вели упорные бои за расширение и соединение двух плацдармов на западном берегу реки Одер (Одра), между которыми противник удерживал коридор до 3-х километров в ширину, позволявший ему поддерживать связь и снабжение окружённой группировке в городе Кюстрин (Костшин). К 12-му марта войска 5-й ударной армии выбили противника из правобережной части города Кюстрина (Костшина), но цитадель, расположенная на острове, оставалась занятой противником.  

         Выбитые из города большие группы противника со стрелковым вооружением разбрелись и укрылись в лесах северо-восточнее Кюстрина (Костшина), из которых некоторые уничтожались войсками 8-й гвардейской и 5-й ударной армий, а некоторые пытались прорваться лесами на север к Шнайдемковской группировке своих войск.

         После полудня 12 марта командир полка гвардии полковник Трахтенберг А.М. с помначштаба капитаном Андреевым К.С., старшиной Логачёвым А.А. на машине «виллис» с водителем Гвоздёвым К.Д. выехали в город Ландсберг (Гожув-Велькопольски) для проверки тыловых подразделений полка.

         Ехали молча. Весь пкть от Ной-Мюля до Ландсберга (Гожув-Велькопольски) около 50-и километров проехали за один час.

         Разговор после вчерашнего поучения никто не осмеливался начать с командиром, который кроме мелких указаний водителю так же не начинал разговора.

         Выслушав доклад помощника по материальному снабжению гвардии майора Пихеля о состоянии тыловых подразделений, командир обошёл все мелкие подразделения и участки работ, склады и даже небольшую колбасную фабрику, на которой работали несколько солдат хозяйственного взвода и один репатриированный француз с женой.

         Командир полка беседовал с солдатами, сержантами, давал указания офицерам Пихелю, Рудь, Филатову. Капитан, идя рядом, записывал все его

хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх

*9)    Архив МО  фонд 1 ОМТПМП  оп. 22764   д.1  стр.81.

указания для осуществления последующего контроля.

         Проверка продлилась до темна и командир после ужина решил заночевать в Ландсберге (Гожуве-Велькопольском).

         Тринадцатого марта, позавтракав, капитан Андреев и старшина Логачёв ожидали командира у машины. Примерно в 8:30 выехали за ворота. На этот раз гвардии полковник был в хорошем расположении духа и сразу завёл разговор, вероятно доволен положением дел в тыловых подразделениях.

         Проезжая по городу гвардии полковник сказал:

         - А знаешь, капитан, я всё таки думаю представить вас к награде. Вот приедешь в штаб и садись, пиши наградные листы на всех троих и на Кузьму Дмитриевича в том числе, ему на «Красную Звезду, а вам с Андреевым я сам награду определю, а реляции завтра мне представишь. Ясно?

         - Ясно, товарищ гвардии полковник! – ответил капитан.

         Машина остановилась у КПП при выезде из города, где образовалась небольшая очередь у проверяющего документы и путевые листы дежурного коменданта.

         Все вышли из машины, кроме Гвоздёва, который потихоньку подкатывал её вперёд, соблюдая очередь.

         - Знаешь что капитан, - опять начал разговор полковник, - поезжай сейчас в штаб фронта.

         Это внезапное предложение озадачило капитана. Как без подготовки? Зачем? И он в недоумении спросил полковника:

         - А что мне там делать? И на чём я поеду?

         - Поезжай, как всегда, на перекладных, вот комендантский патруль тебя здесь посадит на первую попавшую машину в ту сторону, и айда, а там узнаешь о наградах, присвоении званий, получишь карты на дальнейший маршрут, ведь, наверное, скоро вперёд пойдём. Так ли? – заключил он своё указание.

         - Товарищ гвардии полковник, у меня нет доверенности на получение карт, да и рано ещё карты получать, - попытался отговориться капитан.

         - Бланк с печатью есть? Ну, вот и хорошо. Давай я подпишу, а там оформишь, если нужно будет. Вот так. Всё. Поезжай и к вечеру жду, - сказал он, садясь за Логачёвым в машину на переднее сидение.

         Машина, пройдя КПП, скрылась за поворотом.

         Ох уж эти перекладные. На одной автомашине никогда не доберёшься до места. Придётся несколько раз «голосовать». Но, не впервой.                           

         Часа через два, пересаживаясь с машины на машину, капитан добрался до штаба инжвойск фронта.